Сегодня мне хочется вспомнить о таком не популярном в наше время качестве, как умение и желание прощать. Мы живём в обществе, где прощение ассоциируется со слабостью. А слабых, как известно, бьют. Поэтому прощать, равно как и просить прощение, нашим людям совсем не хочется. Иначе, что люди подумают?
В древнем Израиле существовало такое явление, как субботний год. Об этом годе упоминается во Втор. 15:1,2. Кроме того, идея субботнего года распространена на всю главу.
«В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил [долг] и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа».
Идея этого отрывка предельно понятна. Каждый седьмой год календаря прощались долги. При этом, год шмиты (прощения) провозглашался на всех людных местах городов Иудеи, с обязательным упоминанием того, что это делается ради Господа. Публично провозглашалось также, что никто не может взыскивать долг, таким образом утверждая тот факт, что Господь также прощает, не взыскивая с должника.
Следовательно, ветхозаветная шмита является прообразом того, как Господь прощает грехи. Косвенное упоминание об этом содержится в молитве «Отче наш» (Мф. 6:12; Лук. 11:4): «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему».
Непрощение говорит о том, что человек находится в рабстве греху, прощение же напротив, говорит о его духовном освобождении. «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32). Не потому ли тема прощения так не популярна в нынешнем обществе, что оно остро нуждается в Боге?
О первом прощении греха в Библии упоминается в четвёртой главе Книги Бытия. Когда у Адама и Евы родились Каин и Авель, они принесли дар Господу из того, кто чем занимался. Каин был земледельцем, поэтому он принёс от плодов земных. Авель же был пастухом, поэтому принёс от первородных своего стада.
Господь принял жертву Авеля, что весьма разозлило Каина. Он даже изменился в лице. Не выдержав такой обиды, Каин убивает Авеля, становясь братоубийцей.
Чисто по человечески Каина понять можно. Возделывание земли - весьма трудоёмкий процесс. Каин старался, поливая землю потом, дабы взрастить новый урожай. Кроме того он был старшим, первенцем у своих родителей, а первенцы всегда были вправе рассчитывать на особенное внимание.
Каин обиделся на Бога, но, позавидовал Авелю и выместил свою обиду на того, кому позавидовал. Не правда ли, в подобном положении оказываемся и мы, когда претендуем на то, что по нашему мнению, по праву принадлежит нам, но досталось кому-то, кто по нашему мнению этого не достоин? История знает немало случаев, когда зависть доводила человека до преступления, библейская история тому не исключение.
«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема». (Быт.4:9-16)
Изгнанник, скиталец. Отныне Каин обречён на одиночество. Одиночество - тяжёлый, невыносимый удел. Мы, люди, будучи социальными существами, призваны жить в обществе. Мне пришлось читать негде, что когда заключённым, осуждённым за самые тяжкие преступления предлагали на выбор смерть или пожизненное одиночество, в большинстве своём они выбирали первое.
Одиночество давит на плечи, стесняет работу сердца, выносит мозг. Обычно человек способен прожить в абсолютной изоляции от трёх до пяти лет, после чего его психика начинает давать сбой. Поэтому реакция Каина на Божий приговор за братоубийство вполне закономерна.
Обычно, когда тот или иной текст проходит проверку переводом на другие языки, он часто теряет первоначальный смысл. Вышеприведённый текст Писаний тому не исключение. Фраза «наказание мое больше, нежели снести можно» может ещё нести немного иной смысл: «наказание моё большое, но снести его можно».
Таким образом, Каин соглашается с Божьим приговором и за это Всевышний ставит ему на чело защитный знак, чтобы спасти от смерти за убийство брата. Не удивительно, что еврейское слово «тшува» в русском переводе значится как «покаяние», от имени Каина, ведь о нём первом Библия говорит, как о грешнике, признавшем правоту Божию над собой.
Многим, кто читает Библию, известна история Иосифа, который был продан своими братьями в Египет. Там, на протяжении почти двадцати лет, Иосиф перенёс множество лишений, но в конце концов получил высокий статус при дворе фараона.
Начался голод и братья Иосифа, его в рабство продавшие, пришли в Египет купить хлеба и встретив там своего брата, были крайне смущены. Под конец всей этой истории Израиль переселяется в Египет, под покровительство Иосифа, ставшего высокопоставленным вельможей Египетского царства.
Одна из недельных глав Пятикнижия Торы имеет название Ваигаш - «и пришёл», согласно первым словам этой главы, поскольку в еврейской религиозной традиции книга или глава книги называется согласно первого слова, с которого она начинается: «И подошел Иуда к нему и сказал: господин мой, позволь рабу твоему сказать слово в уши господина моего, и не прогневайся на раба твоего, ибо ты то же, что фараон». (Быт.44:18)
Напомню, что это - начало главы. Иуда, инициатор продажи Иосифа в рабство, ходатайствует за Вениамина, которому самому грозит рабство, предлагая себя взамен. Для этого он пришёл просить Иосифа. И пришёл (ваигаш) он к Иосифу.
Интересен еврейский подход к этому месту. Дело в том, что фраза ваигаш имеет двойное прочтение. Кроме прямого прочтения, тут может быть ещё духовный смысл. Иудеи к примеру полагают, что фраза ваигаш указывает на то, что Иуда подошёл, скажем так, мириться. Многие годы сердце его было не спокойно, ведь он совершил грех, за который по закону Моисееву человека побивали камнями. Он продал брата в рабство, коварно лишив его свободы перед этим.
До сих пор в Израиле говорят, что когда человек приходит мириться и просить прощения у того, против кого он согрешил, он сделал ваигаш - шаг на встречу к примирению. То же самое сделал Иуда, раскаиваясь в глубине души за то, что он совершил против своего младшего брата Иосифа.
Поразительна реакция Иосифа. Он говорит: «Не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением». (Быт. 45:5-7)
Ответ Иосифа говорит о том, что за двадцать два года жизни в Египте он не терял живой связи с Богом. Почти наверняка, как это и свойственно человеку в подобных ситуациях, он обвинял Бога в явной несправедливости и коварстве братьев. Его ситуация была безнадёжна, безысходность могла быть её итогом. Любой человек на его месте полагал бы себя пропащим. Но у Иосифа был Бог, с Которым он имел близкие отношения и этот факт оказался выше любых обстоятельств.
Иосиф не стремился обвинять братьев, хотя они и были виновны. Но он часто задавался вопросом, в чём состоит воля Божия при его обстоятельствах. Его ответ - это констатация того ответа, который дал ему Бог: всё, что произошло, было необходимо для спасения его многочисленного семейства, которому грозила голодная смерть. Его обстоятельства - это воля Божия.
Как часто мы задаём вопрос Богу «для чего», вместо того, чтобы спрашивать «за что»? И как часто мы готовы принять ответ на вопрос «для чего», вместо того, чтобы упрекать Бога вопросом «за что»?
Библия упоминает о том, что прощение бывает условным и безусловным. О безусловном прощении выше упоминалось. Оно совершалось ради Господа, измученные отпускались на свободу, долги прощались и всё это совершалось без воли должника, или одолжившего. Господь - причина такого прощения.
Есть ещё один вид прощения: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему». (Лук. 17:1-4)
Тут Христос упоминает о том, что для того, чтобы простить, нужно сказать о нанесённой обиде обидчику и после того, как тот попросит прощения, простить. Это условное прощение. Это действие важно в тех случаях, когда между двумя сторонами существуют довольно близкие отношения. Обида нарушила их, если стороны заинтересованы в сохранении имеющихся отношений, им просто необходимо выяснить отношения.
Не всегда обидчик знает о нанесённом ущербе, в большинстве случаев бывает так, что он даже не догадывается об этом. Поэтому обиженная сторона должна напомнить ему об этом, чтобы неприятный осадок в душе был устранён.
Одним из условий прощения Христос называет не просто желание его получить, но покаяние обидчика. Покаяться - не просто попросить прощение. Покаяться - значит изменить образ мышления и подход к возникшей проблеме, желание больше не повторять соделанного и по возможности возместить нанесённый ущерб. Очень наглядным примером может послужить нам мытарь Закхей.
«Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». (Лук.19:1-10)
Есть несколько ключевых моментов в этом эпизоде. Закхей, как и многие другие мытари, был глубоко презираем в народе, поскольку зачастую использовал своё служебное положение для личного обогащения, нанося этим самым вред и обиду людям.
Люди стали высказывать своё недовольство тем, что Иисус зашёл к такому человеку в гости. Закхей услышал это, конечно. И он совершает поразительный шаг веры - он публично признаёт свои проступки и берёт на себя ответственность исправить нанесённый им ущерб. Вот это и есть покаяние - человек не просто говорит, но его сердце изменено.
И вот - квинтэссенция этого эпизода. Христос публично констатирует: «Ныне пришло спасение дому сему».
Итак, какие же выводы можем мы взять из всего вышесказанного?
Прощение - это необходимый элемент человеческих взаимоотношений. Без него невозможно никакое общество. Когда в социуме прощение становится признаком удела слабаков и неудачников, такое общество обречено на постепенное саморазрушение, поскольку теряется связь между членами этого общества. Как выразительно сказал об этом один киношный персонаж, люди оскотиниваются.
Для этого Господь дал когда-то для Израиля прекрасное средство, о котором упоминается ещё в Ветхом Завете - это Субботний год. В этот год прощались все долги и делалось это не ради людей, а для Господа.
Новый Завет открывает нам глубину этой заповеди - Господь нам прощает наши грехи. И если мы прощены Богом, мы прощаем. Кто не способен прощать, тот ещё в рабстве, тот ещё не свободен от греха, тот не вступил в Завет Христов, ибо мы прощаем обидчиков для Господа.
Насколько необходимо, чтобы обидчик просил прощения для того, чтобы быть прощённым? Это необходимо тогда, когда между участниками имеются близкие, братские отношения. Если человек, брат или сестра в Господе, хочет продолжать быть участником таких отношений, он попросит прощения, а обиженный простит. Нарушенная взаимосвязь восстановлена, стена устранена. Глупо от неблизких, или неверующих ждать, чтобы они просили прощения. Это не соответствует их природе, находящейся во власти греха.
Но, как быть, если единоверец или близкий человек обидел тебя, ты ему высказываешь, а он не видит своей ответственности при этом, не хочет просить прощения? Хочу ещё раз напомнить, что прощение провозглашалось ради Господа и мы прощаем не потому, что человек об этом просит, а потому, что мы сами прощены Им. В этом случае Сам Всевышний берёт наши взаимоотношения и несёт их в Своих руках, у нас в руках остаётся не держать зла в своём сердце на обидчика.
Но, как быть, если обида и горечь не уходят, не желают оставить нас в этом случае? Хорошо пишет апостол Иаков об этом: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Иконы: белое и чёрное - Николай Погребняк У ортодоксальных религиозников – и у православных, и у протестантских – статья вызвала недовольство. Правда, своё несогласие они пока что выражают только в хуле в адрес автора, в опровержение написанному в своих комментариях они пока ничего не сказали. В общем, прочтёте, – сами увидите, что я хотел донести до верующих.